В 1961 г. по инициативе Министерства автомобильного транспорта РСФСР и объединения Донецкавтотранс была открыта в Донецком политехническом институте (ДПИ) специальность «Автомобильный транспорт». В связи с этим в 1962 г. была создана кафедра «Автомобильный транспорт» при горномеханическом факультете. Преподавательский состав кафедры сначала был преимущественно из числа опытных преподавателей Харьковского автомобильно-дорожного института (Черноволот Константин Дмитриевич, к.т.н., доц.; Моисеев Анатолий Филиппович, к.т.н., доц.; Чернобривец Иван Мефодиевич, к. т.н., доц.; Кизуб Виктор Григорьевич, к.т.н., доц.). Заведующим кафедрой был избран к.т.н., доц. К. Д. Черноволот.
Первый прием студентов по специальности «Автомобильный транспорт» (две группы дневного обучения и одна группа вечернего) состоялся в 1961 г., а в 1966 г. кафедра осуществила первый выпуск инженеров-механиков автомобильного транспорта. В состав кафедры в это время входили:
1. Черноволот Константин Дмитриевич, к.т.н., доц, заведующий кафедрой.
2. Моисеев Анатолий Филиппович, к.т.н., доц.
3. Чернобривец Иван Мефодиевич, к.т.н., доц.
4. Кизуб Виктор Григорьевич, к.т.н., доц.
5. Морозов Михаил Владимирович, ст. преп.
6. Гутеньов Николай Иванович, ст. преп.
7. Жирнов Анатолий Андреевич, ст. преп.
8. Судак Федор Маркович, ас.
9. Мастетюрин Виталий Иванович, ас.
В дальнейшем на кафедру пришли работать:
1.Охрименко Вячеслав Васильевич, ас.
2.Лапай Николай Петрович, ас.
3.Рассохин Николай Петрович, ас.
4. Громов Николай Филиппович, ас.
Кроме того, на кафедре «Автомобильный транспорт» был оставлен на должность ассистента выпускник этой кафедры Мищенко Николай Иванович.
В 1965 г. кафедра становится выпускающей и входит в состав механического факультета ДПИ.
С 1965 по 1969 гг количество студентов, осваивающих специальность «Автомобильный транспорт», существенно возрастает. Увеличивается учебная нагрузка кафедры и количественный ее состав. Поэтому в 1969 г. были образованы две кафедры: «Автомобили и двигатели» и «Ремонт и техническое обслуживание автомобилей».
Кафедра «Автомобили и двигатели» была сформирована в следующем составе:
1. Черноволот К. Д., зав. каф.
2. Моисеев А. П.
3. Чернобривец И. М.
4. Мищенко М. И.
5. Охрименко В. В.
6. Кизуб В. Г.
7. Лапы М. П.
8. Мастетюрин В. И.
В сентябре 1970 г. кафедра «Автомобили и двигатели» переведена из г. Донецка в Горловский филиал ДПИ, где был организован факультет «Автомобильный транспорт».
В связи с переездом кафедры в г. Горловку часть преподавателей осталась работать в ГНИ и других вузах и организациях, а в ГФ ГНИ в первом составе попали:
1. Черноволот К. Д., зав. каф.
2. Кизуб В. Г.
3. Мищенко М. И.
4. Лапы Н. П.
5. Охрименко В. В.
6. Ефимов М. А.
Среди этого состава Мищенко Н.И. является первым преподавателем-выпускником кафедры «Автомобили и двигатели» ГНИ. Он с ноября 1970 по декабрь 1973 учился в очной аспирантуре при кафедре автотракторных двигателей Московского автомобильно-дорожного института, а с января 1974 г. и по настоящее время работает на этой кафедре.
Дальнейшее пополнение и обновление кадров происходило, главным образом, за счет выпускников кафедры «Автомобили и двигатели» - инженеров, специалистов, магистров и аспирантов.
Становление кафедры приходится на период с 1970 по 1975 гг, когда заново создавалась материальная лабораторная база, формировалась методика подготовки по специальности «Автомобильный транспорт» с учетом особенностей развития экономики и автомобильного транспорта восточного региона Украины. При этом активно использовался опыт подготовки инженерных кадров таких вузов, как МАДИ и МАМИ (Россия), ХАДИ и КАДИ (Украина), которые оказали большую помощь в подготовке научных кадров кафедры через аспирантуру, факультеты повышения квалификации, стажировки.
Первым заведующим кафедрой «Автомобили и двигатели» был к.т.н. доц. Черноволот К. Д., затем, в связи с разделением кафедры на две самостоятельные кафедры: «Автомобили» и «Двигатели», заведующими были к.т.н. доц. Бендас И. М. - кафедра «Автомобили» и к.т.н. доц. Боцманов В. Г. - кафедра «Двигатели». До 1996 г. кафедру «Автомобили» возглавляли также к.т.н. доц. Белоглазов В. Г. и к.т.н. доц. Куница А. В., а кафедру «Двигатели» - к.т.н. доц. Кононенко С. Г., к.т.н. доц. Остапенко А. В. и к.т.н. доц. Мищенко М. И. С 1996 г. вновь происходит слияние вышеуказанных кафедр и образования кафедры «Автомобили и двигатели», что становится выпускающей по специальностям «Организация и регулирование дорожного движения» и «Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте». Руководит кафедрой к.т.н. доц. Куница А. В.
В 2000 г. заведующим кафедрой становится д.т.н., проф. Мищенко Н.И. и она вместе с кафедрой «Техническая эксплуатация автомобилей» является выпускающей по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство».
Важные научные исследования на кафедре выполнялись под руководством д.т.н., проф. Мищенко М. И., д.т.н. проф. Белоглазова В. Г, и к.т.н. доц. Бендаса И. М. Именно под их руководством были сформированы три крупных направления исследований - создание нетрадиционных маломощных двигателей внутреннего сгорания с высокими экономическими и экологическими показателями, тормозная динамика автомобилей и разработка и исследование приводов транспортных и технологических машин на основе новых инерционно-импульсных механических систем.
В 2012 г. была организована кафедра " Автомобильный транспорт" путём слияние кафедр " Автомобили и двигатели" и " Техническая эксплуатация автомобилей"
С 01.07.2000 г. по настоящее время кафедру возглавляет доктор технических наук, профессор Мищенко Николай Иванович.Свою энергию он направляет на исследовательскую работу, совершенствование учебного процесса, развитие материально-технической базы кафедры. Под его руководством создана новая научная школа по двигателям внутреннего сгорания, где готовятся будущие кандидаты и доктора технических наук. Ему принадлежат фундаментальные исследования в области теории, разработки и испытания нетрадиционных двигателей, основ расчета кинематической точности безшатунного двигателя с кривошипно-кулисным силовым механизмом. Мищенко М. И. является членом Международной организации по стандартизации, членом экспертного Совета по транспорту ВАК Украины, зам. гол. редактора журнала «Известия автомобильно-дорожного института», членом оргкомитета Международных научно-технических конференций. Выступал с докладами перед учеными и представителями американских фирм в Мэрилендским и Филадельфийском университетах США, принимал участие в международном семинаре «Украинские инновационные проекты, новые технологии и изобретения» (Филадельфийский научный центр, США, 1997 г.) Именно под его руководством кафедра получила признание среди родственных вузов Украины, России и других стран и приобрела определенный профессиональный имидж.