Базой для творческих и научных изысканий аспирантов, преподавателей и студентов есть научная лаборатория двигателей, созданная в 1979 г. Решающими, в выборе научного направления лаборатории, были Постановления Государственного Комитета СССР по науке и технике (ГКНТ) № 633 от 28.12.1978 г. и № 555 от 30.10.1985 г. по совершенствованию и разработке двигателей внутреннего сгорания, а также межвузовская научно-техническая программа на 1986-1990 годы "высокоэкономичные двигатели внутреннего сгорания и агрегаты на их базе», которая была разработана в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 12.06.1986 г. № 218 и Постановления ГКНТ СССР № 633. Это направление был сформулирован так: «Фундаментальные и прикладные исследования по созданию принципиально новых конструкций маломощных двигателей внутреннего сгорания, обеспечивающие высокую топливную экономичность, малую токсичность отработавших газов и низкие уровни вибрации и шума». Проведенные исследования в период с 1978 по 1994 гг дали возможность перейти в разработки и исследования двигателей нетрадиционной конструкции отношению к легковому автомобилю. А именно, были созданы двухтактный бензиновый двигатель с разделенной подачей свежего заряда и безшатунний бензиновый двигатель с изменяемой степенью сжатия.[img:1 align=float_left title=none]
При этом, наряду с проведением опытно-конструкторских работ, уделяется большое внимание развитию методов расчета и математического моделирования действительного цикла двигателя на ЭВМ, внедрению методов поиска оптимальных конструкторских решений.
Создаются новые приборы, детали, стенды, которые используются как в научной, так и в учебной лабораториях кафедры: разработаны с участием студентов полностью автоматизирован расходомер топлива, управляемый с помощью ПК; создана оригинальная аппаратура для измерения скорости распространения фронта пламени в камере сгорания двигателя в ряде последовательных циклов с использованием ионизационных зондов для регистрации фронта пламени; разработан безмоторные установку для исследования рабочего процесса механизма изменения степени сжатия для бензинового двигателя.
Характерным для деятельности лаборатории и кафедры является тесная связь с заводами и НИИ автомобильной промышленности. Это Мотор-Сич, АвтоЗАЗ-Мотор, НИТИ (г. Железнодорожный, Московская обл., Россия), НАМИ (г. Москва, Россия), зарубежными фирмами DaimlerChrysler (Германия), Gеnеrаl Mоtоrs (США) и др..Результаты работы в научной лаборатории используются при подготовке магистров, кандидатов и докторов технических наук. Так, в 2001 г. на кафедре открыта аспирантура и докторантура, во исполнение приказа Министерства образования Украины № 200 от 09.04.2001 г., по специальности 05.05.03 - двигатели и энергетические установки. А в 2004 г. были защищены две кандидатские диссертации по вышеуказанному специальности (Химченко А.В. и Крамар С.М.), выполненные именно в этой научной лаборатории.[img:2 align=float_left title=none]
В настоящее время завершают работу по написанию кандидатских диссертаций еще два аспиранта.
Преподаватели и студенты выступают на всеукраинских и международных конференциях.
Выполнены обстоятельные исследования процессов, проходящих при движении в управляемых колесах, разработано несколько конструктивных схем стендов для контроля технического состояния ходовой части, получены соответствующие авторские документы; выполнено несколько научных работ по разработке технологических процессов диагностирования автомобилей и управлению процессами технического обслуживания и ремонта автомобилей; изготовлены и внедрены в производство на тканевом заводе химического машиностроения конвейер для перемещения автомобилей, установка для клепки рам автомобилей. На эти разработки получены два авторских свидетельства; разработана оригинальная технология восстановления внедрены на многих предприятиях Советского Союза и Украины; экспонаты, разработанные и изготовленные кафедрой, демонстрировались на выставках в Донецке, Киеве, Москве.
Студенты участвуют в различных студенческих олимпиадах и конкурсах по специальностям «Автомобили и автомобильное хозяйство» и «Двигатели и энергетические установки».